Примеры вопросов, помогающие ощутить разницу в построении и оформлении.
Примеры вопросов, заданных в разных шкалах измерений, помогающие ощутить разницу в построении и оформлении.
Этап 1. Предполагается, что исследователь обладает достаточными знаниями по теме для формирования гипотез о направлении работы. Эти гипотезы будут определять характер анкеты, т.е. как и от кого требуется собрать информацию и какие взаимосвязи надо изучить. Первоначально составляется макет таблицы для сбора информации. Вносятся данные, полученные путем опроса нескольких экспертов. Уточняются исходные гипотезы по критериям необходимости и достаточности данных для решения задачи исследования. Анализируются риски – избыточности вопросов с повышенным уровнем отказов отвечать, а также недостаточности вопросов с низкой эффективностью опроса.
Этап 2. От особенностей информации зависит вид анкеты и метод проведения опроса. Определяется степень стандартизации и открытости анкеты, а также используемые средства – лично, по телефону или почте. Выбор зависит от заданной достоверности и планируемых затрат времени и средств.
Этап 3. Содержание вопросов. Каждый потенциальный вопрос оценивается, является ли он необходимым. Если очевидно, что без этого вопроса в исследовании будет невосполнимый пробел, то рассматриваются варианты ввода нескольких вопросов, упрощающих и уточняющих ответы. К примеру, вопрос о выборе “Сони” может делиться на сравнения по престижу, по надежности, по дизайну и т.п.
Каждый вопрос проверяется на предмет наличия информации у респондента, необходимой для ответа. Нередки ответы респондентов на вопросы, о которых они имеют смутное представление. Для проверки воображаемой компетентности респондента в анкетах встречаются вопросы о несуществующих реально ситуациях, причем наблюдается значительная часть положительных ответов.
В сомнительных случаях предшествует сложному вопросу “фильтрующий”, типа “У Вас есть мнение о …”. В 20-25% случаев следуют ответы “не знаю”.
Необходимо учитывать два фактора, влияющие на достоверность ответа:
– ошибка преувеличения, т.е. склонность помнить события так, будто оно произошло значительно позднее, чем на самом деле, или было более значимым;
– потеря воспоминания, т.е. склонность забывать событие целиком, если оно не оставило ощутимый след. С течением времени воспоминания слабеют и преувеличения становятся реже;
– откровенность респондента. Далеко не всю информацию, которой располагает респондент можно найти в его ответах. Некоторые люди более откровенны, другие склонны к секретности: обоснованной, либо проистекающей из мира эмоций. Некоторые вопросы вызывают неудовольствие респондента, исключая сотрудничество по оставшейся части анкеты. Если “опасные” вопросы не удается избежать, то надо сделать попытку подойти к ним косвенно.
Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:
На любом форуме в своем сообщении:
Комментирование закрыто.