Анализ технических показателей конкурентоспособности.
При социализме бытовая техника не конкурировала с зарубежной, будучи за «железным занавесом». Конкурировали ракетами и водородными бомбами, обгоняли по ледоколам и космосу. Вал импорта на отечественный рынок превратил мага-Зины в выставки достижений конкуренции в бытовой сфере. Нокаут последовал немедленно. Отвоевывать утраченные позиции придется медленно, шаг за шагом, опираясь на очередной показатель конкуренции, как альпинист – на вырубленную ледорубом ступеньку.
На сегодня производство бытовой радиоаппаратуры, скорее, исключение, чем правило для отечественного предприятия. Те радиозаводы, которые сохранили в работоспособном состоянии свои цеха, являются фактически мастерскими, выполняющими мелкие заказы, будучи независимыми фрагментами некогда единой структуры.
Поражение в конкуренции сродни любой катастрофе – за шоком следует раз-Бор завалов, анализ того, что и в какой мере разрушено, планирование восстановления. Реакция предприятия на взаимодействие с рынком характеризуется показателями конкурентоспособности.
Показатели конкурентоспособности являются непривычными для производственников, они не введены в НТД и, тем более, в обиход деятельности предприятия. Эти показатели сами по себе являются инновацией, которая может быть освоена поэтапно, начиная с того, что для них является прототипом.
Традиционно разрабатываемые конструкции отрабатывались на технологичность. Оценивали технологичность по качественным признакам экспертным методом и по расчетным показателям, исходя из государственных стандартов и узко-профильных НТД. Показатели технологичности подразделялись на производственные и эксплуатационные, так что оценки конкурентоспособности имеют в производстве “прототип”.
Система действовавших традиционно показателей на отечественных предприятия не была проигрышной полностью, для некоторых изделий она срабатывала. Примером тому является полувековое лидерство на мировом рынке автомата Калашникова. И сегодня многие знатоки во всем мире считают его оружием вне конкуренции, все версии автомата Калашникова находят многих приверженцев Успех не замыкается на гениальности Калашникова, есть оружие сопоставимого уровня у конкурентов.
Но на том же заводе выпускается любимые некогда мотоцикл “Аж”. Каждая очередная версия уступала предыдущей по потребительским свойствам. Объем производства сократился на два порядка, последние модели безнадежно отстают от конкурентов по экономическим и экологическим показателям. На соседнем заводе выпускался магнитофон с той же маркой, бывший самым желанным для каждой семьи. Ныне этого производства нет, как и никакой другой серийной РЭА. Нет и конструкторских разработок, достойных серийного производства.
Таким образом, расчет всех известных показателей, относящихся к техническому уровню, вовсе не застраховывает от поражения в конкуренции. Эти привычные показатели нуждаются, прежде всего, в ранжировании, поскольку конкуренту необходима концентрация всех ресурсов в самом эффективном сочетании. Состав показателей, нуждающихся в контроле, должен быть изменён.
Общее число показателей, характеризующих изделие, исчисляется сотнями. Влияние каждого из них на конкурентную позицию (ранг) определяется коэффициентом чувствительности Kj.
Определение значений Kj затруднено условием приближения всех прочих показателей к их средним среди конкурентов значениям. Это условие не реализуется в эксперименте и предназначено для имитационного моделирования.
Вклад каждого показателя в изменение конкурентной позиции варьируется в зависимости от рыночной конъюнктуры и взаимозависимым с другими показателями. К примеру, “четкость изображения” и “насыщенность цветов” перестали волновать покупателей ТВ. Они озабочены “уровнем черного” и плоским экраном. Конкуренты довели свои модели до унификации изображений, уже не различимых простым покупателем. Однако любой конкурент станет аутсайдером, допустив на своих экранах какой-либо заметный для всех дефект.
Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:
На любом форуме в своем сообщении:
Комментирование закрыто.